Дизельной электростанцией (ДЭС) называют стационарную или передвижную установку, оснащенную одним или несколькими электрогенераторами, приводимыми во вращение дизельными двигателями. Стационарные ДЭС обычно предназначены для работы в помещениях при температуре +8 °С – +40 °С, и для них обязательным условием является наличие фундамента. Передвижные установки используют на открытом воздухе, их можно применять в широком диапазоне температур (-50 °С – +40 °С). Но такие дизельные электростанции должны обеспечивать работу в условиях тряски и вибрации, а также быть защищены от атмосферных осадков.
Как правило, ДЭС применяют в случаях, когда возникает потребность в бесперебойном электропитании. При этом дизельные электростанции могут выполнять функции аварийных (применяются на объектах, в которых недопустим перерыв электропитания), резервных (используются для замены неисправных основных источников питания или при прекращении подачи энергии от внешней сети) или автономных (необходимы на тех объектах, где применение стационарных ЛЭП нецелесообразно или невозможно) источников электрической энергии.
Существует несколько разновидностей ДЭС, которые могут быть маломощными (до 50 кВт), средней (50 – 200 кВт) и большой (более 200 кВт) мощности.
По синхронности работы различают синхронные и асинхронные электростанции. Первый тип целесообразно применять в качестве аварийных источников питания, так как характеризуется большим запасом мощности. Кроме того синхронные ДЭС подходят для работы электрооборудования, требующего пускового тока, в несколько раз превышающего по силе номинальный. Асинхронные станции рекомендуется применять для чувствительных к перепадам напряжения оборудования и приборов. Такие модели надежны, не дают нелинейных искажений, но не выдерживают пиковых нагрузок.
По количеству фаз напряжения дизельные электростанции могут быть однофазными, способными выдавать напряжение 220 вольт и предназначенными в основном для оборудования бытового назначения, и трехфазными, вырабатывающими 220/380 вольт и обеспечивающими работу промышленного оборудования. К последним ДЭС можно подключать и однофазные, и трехфазные устройства, но для нормальной работы необходимо следить, чтобы разность мощностей на фазах не превышала 25 %.
Также электроустановки различают по системе охлаждения дизеля, которая может быть воздушной, водо-водяной (двухконтурной) и водо-воздушной (радиаторной). Как правило, воздушная система применяется в маломощных ДЭС, а жидкостная – в установках средней и большой мощности, так как способна обеспечить круглосуточную их работу.
В зависимости от назначения установки бывают осветительными, силовыми и специальными (предназначенными для зарядных устройств, инструментов и т.д.).
Следует отметить, что во многих производствах наибольшее применение находят передвижные дизельные электростанции, что обусловлено рядом преимуществ перед стационарными. Среди основных достоинств нужно отметить экономичность, удобство транспортировки, установки, обслуживания и ремонта, устойчивую работу, полную готовность к эксплуатации. Кроме того, использование таких электростанций не требует большого количества согласований в контролирующих органах.
Основным элементом электростанций является дизель-генератор, собираемый на сварной раме первичного дизель-двигателя (в качестве него используют обычно бескомпрессорные двух- и четырехтактные дизели мощностью до 2000 л.с. с частотой вращения от 375 до 1500 об/мин) и соединяемый с ним либо напрямую с помощью фланца, либо через демпферную муфту.
В состав ДЭС также входят:
- системы питания с топливными насосами, баками, трубопроводами;
- системы запуска с электростартером, аккумуляторной батареей, зарядным генератором или воздушным с пусковыми клапанами, компрессором и трубопроводами;
- системы подогрева и охлаждения дизеля;
- системы смазки с масляными радиаторами, насосами, баками и маслопроводами;
- щиты распределения электрической энергии от установки к потребителю;
- щиты защиты, управления и сигнализации;
- аккумуляторная батарея с выпрямителями, необходимая для запуска дизеля и питания схем сигнализации и управления постоянным током.
На многих моделях ДЭС предусмотрена система автоматической защиты агрегатов, срабатывающей при достижении предельных значений частоты вращения, давления масла, температуры масла или охлаждающей воды, а также при возникновении короткого замыкания в линии.
Энергетическое оборудование передвижных электростанций размещают обычно в контейнере или шумозащитном кожухе, обеспечивающими также защиту установки от воздействия внешней среды. В случае использования контейнера возможно устройство двух отделений: машинного, в котором устанавливают дизель-генератор, аккумуляторы, батареи, топливные баки и т.д., и отделения оператора установки, в котором должны находиться щит управления, аптечка, огнетушители, штыри заземления и т.п.
Передвижные ДЭС мощностью до 50 кВт устанавливают на одноосные шасси, при мощности 60-150 кВт необходимо использовать двухосные шасси (в том числе кузов или прицеп автомобиля), а станции с мощностью более 150 кВт размещают на двухосном шасси большой грузоподъемности (такие модели оборудуются стояночной и рабочей тормозными системами и могут буксироваться тракторами, автомобилями, тягачами).
При выборе дизельной электростанции необходимо оценивать следующие параметры:
- мощность генератора;
- количество фаз напряжения;
- частота (количество оборотов);
- синхронность;
- тип запуска;
- ресурс работы;
- расход топлива;
- требования к шумоизоляции.
Основным показателем, определяющим выбор, является мощность, от правильности расчета которой будет зависеть эффективность и экономическая целесообразность электростанции. Следует отметить, что наиболее востребованными считаются 100-200 кВт дизельные станции, которые могут применяться для большого количества профессионального и промышленного оборудования. Ниже приведены некоторые технические характеристики нескольких моделей, обеспечивающих данную мощность.
 
Технические характеристики дизельных электростанций

Технические характеристики

Модели ДЭС

ДЭС 100, АД-100-Т400, АД-100С-Т400, АД-100, ДГУ 100

ДЭС 200, АД 200-Т400, АД-200С-Т400-1Р, АД-200, ДГУ 200

Постоянная мощность, кВт

100

200

Резервная мощность, кВт

110

220

Напряжение, В

230/400

230/400

Частота, Гц

50

50

Скорость вращения, об/мин

1500

1500

Количество фаз

3

3

Расход топлива при 100% нагрузке, л/ч

25,3

52

Удельный расход топлива, г/кВт·ч

218

218

Минимальная продолжительность автономной работы, час

8

8

Тип двигателя

BEARFORD R6105AZLD

BEARFORD G128ZLD1

Номинальная мощность двигателя, кВт

110

236

Максимальная мощность двигателя, кВт

121

259,6

Охлаждение

принудительное водовоздушное

принудительное водовоздушное

Режим пуска

электрический стартер 24 В

электрический стартер 24 В

Генератор

BEARFORD WT-274D 

BEARFORD WT-274K

Тип генератора

бесщеточный с самовозбуждением

бесщеточный с самовозбуждением

Регулятор напряжения

автоматический AVR

автоматический AVR

КПД, %

93

93

Габариты электростанции открытой на раме (LxBxH), мм

2800х880х1500

3400х1170х1600

Масса электростанции открытой на раме, кг

1250

1750

Габариты электростанции открытой в еврокожухе (LxBxH), мм

2900х1050х1600

3500х1270х1700

Масса электростанции в еврокожухе, кг

1750

2350