Одним из обязательных условий при выполнении строительных работ является обеспечение промышленной безопасности, для чего на этапе подготовки рабочей и проектной документации разрабатываются и утверждаются мероприятия по охране труда, в том числе пожаро- и электробезопасности, безопасности жизнедеятельности, технике безопасности и т.д. Для выполнения этих требований проводится не только обучение и инструктаж специалистов и рабочих, но и экспертиза технических устройств, используемых при возведении строительных объектов, в частности кранов.
Следует отметить, что под кранами в данном случае понимаются краны всех типов и грузоподъемности, краны-экскаваторы, работающие с крюком, крановые подъемники, электрические тали, грузовые электротележки, передвигающиеся совместно с кабиной управления по наземным рельсовым путям. Кроме них диагностике подлежат также грузозахватные приспособления (захваты, стропы, траверсы и т.д.) и органы (грейферы, крюки, клещевые захваты, электромагниты и т.п.).
Экспертиза промышленной безопасности кранов должна выполняться экспертными организациями, имеющими право на осуществление этой деятельности (это подтверждается лицензией) и опыт в проведении работ. Результаты диагностики кранов и кранового оборудования должны быть утверждены в Ростехнадзоре до начала выполнения СМР.
Мероприятия по проведению экспертизы кранов может осуществляться по нескольким направлениям:
- комплексный анализ крановых путей, в том числе визуальный осмотр, проведение необходимых замеров и испытаний (при необходимости выполняется их ремонт или разработка проекта монтажа новых подкрановых путей);
- проверка электроизоляции кранов, защитного заземления, тормозов, функциональности устройств и приборов безопасности, гидрооборудования и т.д.;
- проведение статических (с приложением нагрузки, превышающих паспортную грузоподъемность на 25 %) и динамических (масса подвешиваемого груза на 10 % превышает нормативную грузоподъемность) испытаний кранов и кранового оборудования;
- диагностика неразрушающими методами контроля металлоконструкций крана, сварных соединений, крюков, канатов, блоков, кранового оборудования;
Такая диагностика позволяет выявить неисправности кранов, а также определить резерв их безремонтной и безопасной работы. После проведения экспертизы результаты освидетельствования вносятся в паспорт крана, после чего составляется заключение, позволяющее определить возможность эксплуатации техники в прежнем режиме, либо принимаются решения об изменении условий работы, необходимости ремонта или непригодности крана к дальнейшему использованию.
В течение нормативного срока эксплуатации краны должны подвергаться регулярному техническому освидетельствованию, которое может быть частичным (не менее одного раза в год), полным (не реже одного раза за три года). Грузоподъемные технические устройства, редко используемые на стройплощадке, должны диагностироваться не реже одного раза в пять лет.
Внеочередное полное освидетельствование необходимо проводить после монтажа крана на новом месте, замены стрелы, стреловой или грузовой лебедки, крюка, несущих канатов и т.д.
Экспертиза кранов обычно проводится как обязательная мера, но особое внимание следует уделить ей в следующих случаях:
- отсутствует технический паспорт;
- в технической документации не указан срок службы крана, если фактическая эксплуатация уже превышает 20 лет;
- техническое устройство выработало установленное количество циклов нагружения или расчетный срок эксплуатации;
- кран эксплуатировался с нарушением установленного режима работы (превышение силовых нагрузок, температуры, давления и т.д.);
- устройство подвергалось реконструкции, ремонтным и сварочным работам, в том числе с заменой материала несущих элементов или изменением конструкции;
- применяемый кран изготовлен иностранными производителями.